rti_ru (rti_ru) wrote,
rti_ru
rti_ru

Category:
  • Music:

Интервью с Михаилом Плетнёвым, часть I

26 и 27 июня этого года в Национальном концертном зале Тайбэя состоялись два концерта Российского Национального Оркестра под руководством Михаила Плетнёва. Концерт 26 июня по истине можно назвать «Вечером русской классической музыки», программу концерта открыла сюита из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, затем прозвучал «Концерт для скрипки с оркестром ре мажор,  соч. 35» Петра Ильича Чайковского (соло на скрипке исполнял Алексей Бруни), и в завершении была исполнена «Симфония №2 ми минор, соч. 27» Сергея Рахманинова. Решение об исполнении в тот вечер произведений только русской классической музыки было не случайным. Дело в том, что организаторы гастролей РНО на Тайване специально попросили руководителя оркестра Михаила Плетнёва один из двух концертов целиком и полностью посвятить русской классической музыке. Во второй вечер РНО исполнил 5-ю и 7-ю Симфонии Бетховена. 

В первый день приезда на Тайвань Михаил Плетнёв согласился дать небольшое интервью.

- Михаил Васильевич, здравствуйте! После победы на VI Международном конкурсе имени Чайковского в 1978 году началась Ваша активная концертная деятельность как пианиста, в 1980 году Вы дебютировали как дирижёр. Как Вы считаете, отличается ли публика 80-90-х от современных слушателей?

Публика сейчас добрая везде стала. Публика раньше и освистывала, и разные предметы в артистов кидала. А сейчас хорошо играют – хлопают, плохо играют – тоже хлопают.

- А такая нетребовательность современной публики облегчает жизнь музыкантам?

Нет, не облегчает. Сложность жизни музыкантов не в этом заключается. Смотря каких музыкантов... Если концертирующих, то сложность скорее всего в том, что они должны часто переезжать с одного места на другое. Так вся жизнь и проходит.

- Поговорим о профессии дирижёра. Взлёт Вашей дирижёрской карьеры приходится на 90-е, когда Вы собственно и основали РНО, и стали его художественным руководителем. Случались ли у Вас инциденты за дирижёрским пультом, или расскажите о каком-нибудь знаменитом курьёзе в дирижёрской практике.

Есть один дирижёр, он проткнул себе руку палочкой. Он был в таком эмоциональном состоянии, что продолжал дальше дирижировать. Представляете, он взял и проткнул себе всю ладонь дирижёрской палочкой! Но, правда, этого я не видел. Мне рассказывали, но это совершенно точно.

- Очень банальный вопрос. Кто Ваш любимый композитор?

Я очень Чайковского люблю, много любимых композиторов. Я вообще классическую музыку люблю в разных проявлениях. 

- А что Вы слушаете кроме классической музыки?

Недавно на Бреговиче был, очень понравилось. Весело было, все прыгали, плясали. Мне особенно приятно, что музыка у Бреговича не современная, бездушная, как все англо-саксонские завывания, а по сути дела народная. Народная музыка сейчас не особо считается делом престижным, все, особенно в России, как-то её стесняются и сторонятся. Но тут под самые простые ритмы у людей просыпаются естественные чувства, они от души начинают прыгать. В начале концерта я видел усталые, мало приятные физиономии, под конец они освещались улыбками, и все становились такими хорошими, прыгали, радовались жизни. Молодец Брегович!

- Вы нам только что поведали о вашем концертном опыте, а слушаете ли Вы радио?    

Я обычно не слушаю радио, только иногда, в машине. Последнее время слушаю радио «Орфей», для тех кто не знает, напоминаю 99.2 FM.

Post Scriptum

Поиски имени упомянутого Плетнёвым дирижёра увенчались успехом. Им оказался Сэр Георг Шолти (Georg Solti) – венгерско-английский дирижёр.

(фото с сайта www.worldorchestraforpeace.com/orchestra/sir-georg-solti/default.aspx)

Как выяснилось, инцидент с палочкой с ним случался не единожды! Самый первый произошёл в 60-е годы, Шолти на самом деле не проткнул дирижёрской палочкой левую руку, а фактически насадил левую руку на палочку, эмоционально взмахнув левой рукой вверх в тот момент, как правая рука с палочкой молниеносно двигалась вниз. Кончик палочки почти на сантиметр вошёл в ладонь, после чего палочка сломалась. Но упоминания об этом инциденте встречаются довольно редко.

Более знаменитый и более кровавый инцидент с дирижёром Шолти случился в Нью-Йорке в 1976 году во время гастролей Парижской национальной оперы в «Метрополитен Опера». Итак, как же это произошло? Во время третьего акта, прямо перед началом арии «Vedro, mentre io sospiro» Георг Шолти, уклоняясь от слепящего прожектора на сцене, случайно вонзил дирижёрскую палочку в правый висок. Скользящее ранение было неглубоким и, к счастью, не задело глаза, но сильно кровоточило. Дирижёрская партитура была залита кровью, а сам Георг Шолти в какой-то момент просто не мог открыть глаз – так сильно хлестала кровь из виска. Видя, что рана дирижёра серьёзна и даже опасна, занавес начали опускать, но Шолти, едва завидев это, сделал жест остановить занавес, и продолжил дирижировать, левой рукой прижимая носовой платок к кровоточащему виску. Ария «Vedro, mentre io sospiro» заканчивается, Шолти выскакивает в гримёрку, где ему оказывают первую помощь. Не отвлекаясь на рану и в панике крутящихся вокруг него людей, он чётко рассчитывает время последовавшего после арии речитатива «E decisa la lite», при исполнении которого можно обойтись и без дирижёра, и перебинтованный возвращается как раз к моменту начала исполнения «Sestettо: Riconosci in questo amplesso», когда исполнение без дирижёра просто невозможно. Самоотречённость сэра Георга Шолти привела всех в изумление.

После подобных инцидентов, профессию дирижёра смело можно вносить в список «Опасных для жизни профессий».
Сам Шолти произошедшего инцидента никогда не стеснялся и не скрывал, а относился к нему с юмором, довольно подробно поведав о произошедшем в своих мемуарах «Шолти о Шолти» («Solti on Solti: A Memoir»), которые были опубликованы в 1998 году   

(фото с сайта www.amazon.co.uk/exec/obidos/ASIN/0099268426/ref=nosim/schildnet0a) 

Tags: "Нота классики", интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments